Что такое заикание

Быстрая навигация

Заикание является относительно распространенной речевой проблемой в детстве, которая может сохраняться и во взрослом возрасте. Статистические исследования показывают, что примерно 1 из 12 детей младшего возраста страдает заиканием. Примерно 2 из 3 детей, которые заикаются, вырастут из этого состояния, хотя трудно предсказать, когда это произойдет с конкретным ребенком. По оценкам, данное нарушение речи встречается примерно у 1 из 100 взрослых, причем мужчины в 3-4 раза чаще заикаются, чем женщины.

Виды заикания

Выделяют 2 основных типа заикания:

  • заикание в процессе развития - наиболее распространенный тип заикания, возникающий в раннем детстве, когда речь и языковые навыки развиваются быстро
  • приобретенное или позднее начало заикания - относительно редко явление, которое случается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или прогрессирующего неврологического состояния. Такая форма недуга также может быть вызвано некоторыми лекарствами, психологической или эмоциональной травмой.

Симптомы заикания

  • человек повторяет звуки или слоги - например, говорите «му-му-му-мумия» повторение определенных звуков, слогов или слов во время разговора, например, произнесение «яяяя-яблоко» вместо «яблоко»
  • издает звуки длиннее, например, «ммммммммм»
  • слово не удается полностью актикулировать
  • длительные паузы между определенными звуками и словами
  • ребенок изо всех сил пытается сказать правильное слово, фразу или предложение использование во время речи большого количества слов-заполнителей, таких как "ну" и "э"
  • избегание зрительного контакта с другими людьми, пытаясь понять звуки или слова.

Заикание также более вероятно, когда маленький ребенок хочет много сказать, взволнован, говорит что-то важное для него или хочет задать вопрос.

Заикание различается по степени. У больных могут быть эпизоды заикания, сменяющиеся периодами, когда они относительно бегло говорят. Проблемы с речью могут усиливаться в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и поэтому может изо всех сил стараться не заикаться.

Эти ситуации могут включать:

  • разговаривать с авторитетным лицом, например, с учителем
  • нужно сказать что-то перед классом
  • читать вслух
  • разговаривать по телефону.

Поведение, связанное с заиканием

У ребенка, который заикается, также могут развиваться непроизвольные движения, такие как моргание глаз, дрожание губ, гримаса, постукивание пальцами или топанье ногами. Он также может:

  • избегать произносить определенные звуки или слова, на которых он обычно заикается
  • применять стратегии, чтобы скрыть свое заикание, например, заявлять, что забыли то, что они пытались сказать, когда им трудно произносить слова плавно
  • избегать социальных ситуаций из-за страха заикаться изменить стиль речи, чтобы предотвратить заикание - например, говорить очень медленно или тихо или говорить с акцентом
  • испытывать страх, разочарование, стыд или смущение из-за своего заикания.

Что вызывает заикание?

Точно сказать, почему ребенок начинает заикаться, невозможно, но это состояние не вызвано действиями родителей. Факторы развития и наследственности могут иметь значение, наряду с небольшими различиями в том, насколько эффективно работают речевые области мозга. Развитие речи - это сложный процесс, который включает в себя взаимодействие между различными областями мозга, а также между мозгом и мышцами, отвечающими за дыхание и речь. Когда каждая часть этой системы работает хорошо, правильные слова произносятся в правильном порядке, с правильным ритмом, паузами и ударением.

Ребенку, который учится составлять простые предложения, необходима практика, чтобы развить различные области речи в мозгу и создать нейронные пути. Проблемы с разговором могут возникнуть, если некоторые части этой развивающейся системы не скоординированы. Это может вызвать повторения и остановки, особенно когда ребенку есть что сказать, он взволнован или чувствует себя под давлением. По мере того, как головной мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем решаются или мозг находить способ компенсировать дефект, поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

По неизвестным ученым причина заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Считается, что гены тоже играют роль. Примерно 2 из 3 человек, которые заикаются, имеют семейный анамнез заикания, что позволяет предположить, что гены, унаследованные ребенком от своих родителей, могут повысить вероятность развития заикания.

К какому врачу обращаться

Родителям следует проконсультироваться с логопедом, если есть какие-либо опасения по поводу речи или языкового развития ребенка. Лечение заикания у детей дошкольного возраста часто бывает успешным, поэтому важно как можно скорее обратиться к специалисту. Если заикание возникло после травмы головы, необходимо сделать МРТ головного мозга, чтобы проверить нет ли анатомических поражений, которые влияют на речевые центры мозга.

Лечение заикания

Существуют различные подходы к речевой и языковой терапии, которые могут помочь людям, которые заикаются, легче говорить:

  • создание среды, в которой ребенок чувствует себя более расслабленным и уверенно разговаривает
  • стратегии для повышения беглости речи и развития коммуникативных навыков работа над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство
  • электронные устройства для уменьшения заикания.

Косвенная терапия - это вариант терапии, когда родители изменяют способ общения и домашнюю обстановку, а не сосредотачиваются непосредственно на разговоре ребенка. Если малыш меньше 5 лет, вероятно, логопед посоветует попробовать этот подход в первую очередь. Косвенные подходы часто основаны на концепции, согласно которой дети начинают заикаться, когда они не могут справиться с требованиями, предъявляемыми к их языковым навыкам. Эти завышенные ожидания могут исходить от окружающих людей или от собственного энтузиазма и решимости ребенка общаться. Цель непрямой терапии - создать среду, в которой ребенок чувствует под меньшим давлением при разговоре. Это может включать:

  • говорить медленно и спокойно с ребенком
  • делать больше того, что, кажется, помогает ребенку свободно говорить - например, разговаривать о том, что ребенок с родителем делает вместе, например, играет, готовит, ходит в детский сад или просматривает книги
  • не перебивать и не критиковать ребенка
  • сделать семейную обстановку максимально расслабляющей и спокойной.

Если маленький ребенок заикается в течение нескольких месяцев и кажется, что ему становится хуже, может быть лучше сразу начать прямую терапию. Дело в том, что заикание, которое сохраняется до тех пор, пока ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы ходить в школу, вылечить значительно труднее. Со временем последствия заикания становятся дополнительной частью проблемы. К ним относятся беспокойство по поводу разговора, боязнь заикания и чувство смущения.

Прямая терапия часто часто учитывает как речевое поведение, так и социальные, эмоциональные и психологические аспекты заикания и используется для того, чтобы:

  • помочь улучшить беглость речи
  • помочь ребенку понять больше о заикании
  • делиться опытом с другими, кто заикается
  • работать над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство
  • улучшить коммуникативные навыки
  • развивать уверенность в себе и позитивное отношение.

Лучшие специалисты в Санкт-Петербурге с рейтингом 4.5+

 

Захарова Виктория Валерьевна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2016 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
 

Малина Валерия Александровна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
 

Егорова Нина Александровна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2011 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
 

Ковзалова Ирина Сергеевна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2021 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
 

Пушкарева (Виноградова) Ирина Алексеевна

Специализация: Кардиолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2009 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки, Клиническая больница №31, Medswiss Гаккелевская
 

Бунякова Елена Владимировна

Специализация: Педиатр, Ревматолог
Врачебный стаж: с 2008 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
 

Стрекалова Елена Владимировна

Специализация: Терапевт, Педиатр, Врач общей практики
Врачебный стаж: с 1999 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
 

Климанова Дарья Александровна

Специализация: Педиатр, Неонатолог, Аллерголог, Иммунолог
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
 

Таштемиров Тохиржон Махаматвосилович

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Нормуродов Алишер Хусан угли

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: Медицентр
 

Марков Антон Иванович

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2011 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Бабикова Дарья Константиновна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Ким Ирина Ефремовна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 1985 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Егорова Виктория Александровна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2016 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Волошина Анастасия Анатольевна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2020 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Будгинайте Ксения Александровна

Специализация: Эндокринолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2018 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр , Детский медицинский центр ОННИ
 

Белякова Алла Васильевна

Специализация: Невролог, Педиатр, Рефлексотерапевт
Врачебный стаж: с 1983 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр, МЦ Профимедика, МЦ Семейный Доктор
 

Башмакова Елена Олеговна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2018 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр Поликарпова
 

Барамыка Анастасия Васильевна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2006 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Балькова Ирина Анатольевна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
 

Радченко Сергей Иванович

Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр, Врач общей практики
Врачебный стаж: с 1989 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр Поликарпова
 

Тарасова Росина Васильевна

Специализация: Невролог, Врач УЗИ, Педиатр
Врачебный стаж: с 1990 года
Где ведет прием: МЦ Медпомощь 24 Заневский, Клиника ЧудоДети
 

Абрамова Елена Михайловна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 1976 года
Где ведет прием: МЦ Энергия Здоровья, МЦ Поэма здоровья
 

Быстрицкая Наталья Владимировна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 1989 года
Где ведет прием: МЦ Лонга Вита, НИИ акушерства и гинекологии им. Отта
 

Бочкова Ольга Юрьевна

Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2006 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Выборгском
 

Хватова Елена Анатольевна

Специализация: Врач УЗИ, Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2006 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском, СМ-Клиника на Малой Балканской
 

Свечина Евгения Алексеевна

Специализация: Гинеколог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2010 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском
 

Нереуца Лидия Альвиновна

Специализация: Педиатр, Пульмонолог, Аллерголог, Иммунолог
Врачебный стаж: с 2003 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском
 

Борисова Дарья Сергеевна

Специализация: Педиатр, Пульмонолог
Врачебный стаж: с 2016 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Выборгском
 

Батрак Ксения Андреевна

Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Маршала Захарова, Детская поликлиника № 75
 

Лащёва Ольга Валерьевна

Специализация: Эндокринолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2003 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Ударников
 

Терехова Ольга Борисовна

Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2010 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Ударников
 

Михайлова Виктория Евгеньевна

Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2010 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Выборгском
 

Белотицкая Валерия Эдуардовна

Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2015 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском
 

Мещерякова Ирина Федоровна

Специализация: Кардиолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 1999 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Ударников
 

Гольцман Кирилл Ефимович

Специализация: Сомнолог, Педиатр, Врач функциональной диагностики, Эпилептолог
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: Клиника Основа Дети, Клиника педиатрической академии
 

Тарасова Лариса Анатольевна

Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр, Нефролог, Инфекционист
Врачебный стаж: с 1989 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля
 

Ульянова Инна Владимировна

Специализация: Гепатолог, Педиатр, Пульмонолог, Инфекционист
Врачебный стаж: с 1990 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля
 

Кудряшова Мария Юрьевна

Специализация: Кардиолог, Педиатр, Врач функциональной диагностики
Врачебный стаж: с 1990 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля, Клиника МЕДА, Детское поликлиника № 39

Литература:

  1. Абелева И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации \\ Вопросы психологии, 1976, №4, с. 144-150.
  2. Белякова Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания \\ Дефектология, 1974, №5, с. 10-17.
  3. Туркин A.M. МРТ в диагностике опухолей головного мозга. Дисс.канд.мед.наук.-М., 1990.-158 с.
  4. Буянов М.И. Заикание у подростков. М., 1989, 159 с.
  5. Коновалов А.Н., Корниенко В.Н., Пронин И.Н. Магнитно-резонансная томография в нейрохирургии. — М., "Видар", 1997. 452.

Последние статьи о диагностике

Что показывает МРТ головного мозга

На сегодня в медицинских клиниках СПб МРТ головного мозга – это всеми признанный золотой стандарт в исследовании разных заболеваний структур головы. Показаниями для исследования мозга будут:

Отличие МРТ головного мозга от МРТ сосудов головного мозга

На первый взгляд особого отличия между МРТ исследованием головного мозга и МРТ сосудов головного мозга не существует. Оба этих обследования выполняются одинаково - снимки получаются путем сканирования на МРТ аппарате. В результате диагностики врачи получают объемные изображения, которые можно рассмотреть под любым углом. Расстояние между срезами доходит до 1 мм, что позволяет визуализировать даже самые мелкие новообразования и патологии. Тем не менее отличия в диагностике все-таки есть: и МРТ головного мозга, и МРТ сосудов головного мозга не следует путать между собой.